osko 2

10 апреля 2017 г. Состоялось заседание Общественного совета Карагандинской области

 ПОВЕСТКА ДНЯ

  1. Мониторинг цен на основные товары сельскохозяйственного назначения, производимых в Карагандинской области, и анализ причин их повышения;
  2. Вопросы по противодействию коррупции в сфере строительства и ремонта автодорог области.

    Секретарю Карагандинского областного маслихат Абдикерову Р.К.

         По поводу рекомендаций Общественного дискуссионного клуба «Голос Сарыарки» на тему «Общественные советы: эффективна ли их работа?» считаем необходимым высказать свое мнение.

         Во-первых, целью создания и деятельности общественных советов является выражение мнения гражданского общества по общественно значимым вопросам (п.1 ст.3 Закона «Об общественных советах»). Закон определяет место и статус общественных советов в этом взаимодействии – данные советы не являются государственными органами, не стоят над ними и не подменяют их. Поэтому они могут выражать мнение населения территории, на которой они образованы, но не навязывают свои решения государственным органам. Таким образом, мы не можем согласиться с предложением о внесении в Закон формулировки об обязательности выполнения государственными органами рекомендаций общественных совет. Данное положение неизбежно повлечет вопрос о вмешательстве в деятельность государственных структур органов, не входящих в иерархию государственного устройства.

 

         Во-вторых, предлагаемые дополнения в пп.2) п.1 ст.7 о предварительном уведомлении государственного органа для участия в его работе дополняет или каким-либо образом изменяет действующую формулировку о согласовании такого участия, которая и подразумевает уведомление. Посокольку вся статья 7 Закона посвящена правам и обязанностям общественных советов, не совсем понятны рекомендации о включении в нее прав и обязанностей, «которые отсутствуют в ныне действующей редакции».

         В-третьих, вопросы финансирования деятельности общественных советов неоднократно поднимался и обсуждался. В самом понятии общественного совета заложено отсутствие зависимости его работы от местных или иных государственных органов, что сделано для предотвращения его в еще один орган, связанный с государственным вмешательством и превращения членов совета в чиновников. Поэтому Закон и содержит упоминание об организационном обеспечении деятельности советов, но не о финансировании их деятельности из средств местных бюджетов.

         В-четвертых, предложение об отчетах общественного совета о своей деятельности «на сходах соответствующих местных сообществ» трудно реализуемо. Что значит «сход сообществ» применительно к сельскому району, городу и тем более области?

         Остальные предложения касаются процедурных вопросов, которые находят свое отражение в Положениях общественных советов и не могут быть включены в Закон в силу своего несоответствия уровню правового регулирования.

         В-пятых, предложение Общественному совету области проводить семинары для «нижестоящих» советов противоречит базисному положению Закона об автономности деятельности советов. Не отрицая необходимости взаимодействия советов всех уровней, тем не менее не можем согласиться с данным предложением в силу того, что общественные советы не составляют (в чем их принципиальное отличие от государственных органов) иерархическую структуру: общественный совет города не подчинен общественному совету области. Если мы начнем с внедрением таких условий, то это может закончиться заслушиванием отчетов «нижестоящих» советов перед «вышестоящими», что, как уже отмечалось, в корне не соответствует законодательным установкам. Закон достаточен как для учета мнения руководителей общественных советов, так и для их «повышения квалификации», что отражено в п.п. 4, 5 статьи 13.

         В остальном, что касается предложенных вопросов к обсуждению общественными советами, например, выполнении программы Ак булак», более широкого вовлечения населения в обсуждение, вполне можно согласиться с предложениями дискуссионного клуба.

Председатель

Общественного совета

Карагандинской области                                                       Е.Аймагамбетов

                                                         

Секретарю Карагандинского областного маслихата Абдикерову Р.К.

         По письму заместителя министра юстиции РК Баймолдиной З.Х. (исх.№ 5-5-7/И-1622 от 13.03.2017г.) Общественный совет Карагандинской области представляет свое мнение.

         Закон «Об общественных советах» в статье 5 четко устанавливает, что общественные советы участвуют в обсуждении и разработке нормативных правовых актов, «касающихся прав, свобод и обязанностей граждан», а Закон «О правовых актах» в статье 20 относит к компетенции общественных советов обсуждение и выработку рекомендаций по нормативному правовому акту, касающемуся прав, свобод и обязанностей граждан. В данной статье особо подчеркивается, что общественные советы участвуют именно в разработке, представлении рекомендаций по таким актам, т.е. подразумевается, что помимо этих правовых актов существуют и другие, не касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан.

Понятно, что  любой нормативный акт так или иначе касается прав и обязанностей граждан, но данная формулировка всегда трактовалась таким образом: «права, свободы и обязанности граждан» - это те, которые установлены Конституцией и другими актами, принятыми в развитие конституционных норм. Понятия право и свобода – в значительной степени равнозначны (зачастую их отождествляют, а в некоторых отраслях права о свободах не говорится вообще). Но между ними есть и различие. «Свобода» – понятие более общее, чем «право», нередко под «свободой» понимается группа прав (в частности, политических). Думается, что в данном случае эти два понятия не просто упомянуты в обоих законах, не случайно они стоят рядом. То есть, например, порядок проведения митингов, шествий, установление каких-то новых обязанностей, могущих стать основой ущемления интересов граждан (обращаем внимание – именно граждан) или исключение прав –рассмотрение этих вопросов подпадает под полномочия общественного совета. Для устранения разночтений необходимо законодательно установить – какие именно нормативные правовые акты могут быть объектом внимания общественных советов, а какие не требуют получения их рекомендаций.

 Что касается снижения срока для дачи рекомендаций. Общественные советы не имеют штатных консультантов или экспертов по юридическим вопросам. К тому же советы не осуществляют свои функции в режиме «рабочего дня», они собираются на свои заседания по мере необходимости. Общественный совет не наделен властными полномочиями и не является работодателем, могущим давать поручения своим работникам. Поэтому эксперты не обязаны в срочном порядке рассматривать и давать заключения по первому требованию совета. Исходя из этого, наверняка, и был установлен срок именно не менее десяти рабочих дней. На основании этого считаем нецелесообразным снижение установленного Законом РК «О правовых актах» срока представления рекомендаций.

Председатель

Общественного совета

Карагандинской области                                                       Е.Аймагамбетов