osko 2

23.08.2018г. На сайте Электронного правительства - egov.kz состоялась интернет-конференция «Совершенствование деятельности общественных советов»

На вопросы пользователей отвечала председатель Комитета по делам гражданского общества Министерства по делам религий и гражданского общества А. Галимова.

ВОПРОС: Габдуалиев Мереке 23.08.2018, 16:02, Номер вопроса: 7864

Как планируется изменить пропорциональное соотношение членов общественного совета? Уменьшится ли представленность членов от государственного органа либо вообще исключена представленность в общественном совете от государственного органа? С уважением, Мереке Тлекович Габдуалиев 

ОТВЕТ: Администратор 23.August.2018, 16:38

В разработанной Концепции к законопроекту по совершенствованию деятельности ОС для обеспечения эффективной деятельности ОС по выражению мнения гражданского общества, повышения общественного доверия к ОС предлагается изменить соотношение представителей гражданского общества и государственных органов в составе не только самого ОС, но и в составах рабочей группы по их формированию. В частности, в разрабатываемом Законе предлагается указать, что представительство от государственных органов в составе рабочей группы и самом ОС не должно превышать одну десятую от общего числа членов рабочей группы и членов ОС. Соответственно, численность представителей гражданского общества должно составлять не менее девяти десятых от общего числа рабочей группы и состава ОС. Данное предложение по увеличению представленности гражданского общества в составе ОС также направлено на выполнение рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), где указано на необходимость увеличения потенциала общественных советов с учетом представленности всех категорий гражданского общества. Кроме того, предлагается установить на законодательном уровне, что количественный состав республиканского общественного совета составляет от пятнадцати до тридцати членов, количественный состав местного общественного совета – от десяти до двадцати членов, определяемых рабочей группой при формировании Общественного совета. Данная уточняющая поправка в Закон РК «Об общественных советах» позволит оптимизировать количественный состав общественных советов на республиканском и местном уровнях.

 

ВОПРОС: "Павлодар Облысы Мәслихатының Аппараты" Мемлекеттік Мекеме 23.08.2018, 15:15, Номер вопроса: 7863

В начале 2019 года заканчивается срок полномочий советов.По каким правилам будут формироваться советы следующего созыва? 

ОТВЕТ: Администратор23.August.2018, 16:29

Да, действительно, в начале следующего года истекает срок полномочий общественных советов. Выборы будут проводиться в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем, в обновленном Типовом положении об Общественном совете прописаны процедуры формирования советов. Также на уровне создания Рабочей группы по формированию Общественного совета могут участвовать наблюдатели из числа НПО и СМИ. Объявление о проведении отбора наблюдателей будет даваться в СМИ или на сайте государственного органа одновременно с объявлением о проведении конкурса по отбору членов Рабочей группы по формированию Общественного совета.

ВОПРОС: ҚҚ қызметтері көрсеткендей, қалыптастыру, ротациялау, белсенді емес кеңес мүшелерін қоғамдық құрамнан алып тастау маңызды мәселелер болып табылады. Осы мәселені шешу жолдары қалай? 

ОТВЕТ: Администратор23.August.2018, 16:26

Қалыптастыру мәселесін ішінара шешу үшін қолданыстағы заңнаманың шеңберінде Үлгілік ережеге ҚК қалыптастыру жөніндегі жұмыс тобы сол Кеңестің өкілеттілік мерзіміне қалыптастыру туралы норма енгізілді. Осы уақытқа дейін әр конкурсқа жеке ҚК қалыптастырылатыны жөніндегі жұмыс топтары құрылған. Сонымен қатар, ҚК өздеріне алдын ала сайлау өткізу мүмкіндіктерін алу үшін қолданыстағы заңнамаға өзгерістер енгізуге қажеттілігі туындайды. Сондай-ақ, ҚК өздерінің конкурстық рәсімдерін өткізу және кандидаттар резервтік парағын құру арқылы ҚК мүшелерінің сайлау алды рәсімдері заң жобасының тұжырымдамасында енгізілген. Резервтік парақтар болған кезде ҚК мүшелерін қосымша сайлауды жүргізу қажеттілігін ҚК-нің өзі айқындайтын болады. Ротациялау механизмі 18 айдан кейін 1/3 кеңес мүшелерінің яғни кеңестер өкілеттілік мерзімінің тең жартысын жаңарту арқылы шешуді ұсынады. Өздеріңізге мәлім, заңнамаға сәйкес кеңестер өкілеттілігінің мерзімі 3 жылды құрайды. ҚК қызметіне байланысты отырыстарға қатыспаған ҚК құрамынан мүшелерді алып тастау үшін немесе коммерциялық емес ұйымның құрамынан шығып қалғандығы, ҚК құрамына мүшелікке алынған өкілдерге заң жобасы шеңберінде ҚК мүшелерінің уәкілеттігін тоқтатуды регламенттейтін рәсімдер нормалары енгізілетін болады. Олар: - ҚК жұмысына қатыспағандар; - өздері ұсынылған коммерциялық емес ұйымның құрамынан шығып қалғандар; - ҚК отырыстарына бір жыл ішінде себепсіз үш мәрте қатыспағандар және т.б.

ВОПРОС: Кобеева Алтынай 23.08.2018, 15:10, Номер вопроса: 7861

Одним из проблемных вопросов в деятельности общественных советов является финансирование их деятельности. Будет ли эта норма закреплена законодательно? Кобеева Алтынай Орманкалиевна, секретарь ОС г.Алматы

ОТВЕТ: Администратор23.August.2018, 15:21

Уважаемая Кобеева Алтынай! Вопрос финансирования деятельности общественных советов на сегодняшний день является актуальным и требующим решения на законодательном уровне. Так как, несмотря на то, что в ст. 13 Закона «Об общественных советах» прописано, что «организационное обеспечение деятельности Общественного совета осуществляется соответствующим государственным органом, с участием которого образован Общественный совет», на практике на деятельность Советов финансирование не выделяется. Также имеются на этот счет разъяснения Министерства финансов, что финансирование возможно в рамках действующих бюджетных программ государственных органов. В настоящее время Министерством подготовлен проект концепции законопроекта по вопросам деятельности общественных советов. При ее подготовке учтены проанализированы все предложения, поступившие от самих общественных советов, НПО, экспертов, международных организаций. По мнению большинства, нужно решить вопросы материально-технического обеспечения и финансирования отдельных аспектов деятельности общественных советов, таких как, командировочные при проведении выездных мероприятий, офисные расходы, привлечение экспертов к общественному контролю. Есть мнения, что финансирование деятельности Советов нужно закрепить за маслихатами, с целью исключения возможности «лоббирования» интересов местных исполнительных органов. В связи с этим, в разрабатываемом законопроекте предлагается закрепить норму, предполагающую включение необходимых для деятельности советов расходов, таких как, офисные расходы, выделение 1 штатной единицы для деятельности 1 ОС, возмещение транспортных расходов членов ОС, оплату услуг экспертов, привлеченных к проведению общественного контроля. В этих целях предлагается внесение изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года в части закрепления нормы, предполагающей финансирование расходов на организационное обеспечение деятельности Общественных советов соответствующего уровня из республиканского и местных бюджетов. Вместе с тем, данный вопрос еще будет вынесен на рассмотрение на Республиканскую бюджетную комиссию.

ВОПРОС: Вшивцева Наталья 23.08.2018, 15:02, Номер вопроса: 7859

Вопрос от секретаря Общественного совета Карагандинской области – Вшивцевой Н.Н. Реализация Закона «Об общественных советах» выявила ряд проблемных вопросов касательно эффективности деятельности Общественных советов, процедур избрания, ротации и др. Какая работа проводится Министерством по совершенствованию деятельности Советов? 

ОТВЕТ: Администратор23.August.2018, 15:20

Уважаемая Вшивцева Наталья! В настоящее время Министерством ведется работа по совершенствованию нормативной и законодательной базы деятельности общественных советов. Министерством, с учетом предложений общественных советов, представителей международных организаций и НПО подготовлен Постановление Правительства РК «О внесении изменения в Постановление Правительства РК от 31 декабря 2015 года №1194 «Об утверждении Типового положения об Общественном совете». Типовое положение дополнено регламентом и процедурами обеспечения прозрачности формирования Общественного совета через введение института наблюдателей при формировании Рабочей группы. Обозначена организационные вопросы деятельности Совета (порядок проведения заседаний, принятия решений, хранения документов Советов). Конкретизированы полномочия председателя и секретаря Совета. В настоящее время Типовое положение утверждено на заседании Правительства 22 августа. В соответствии с регламентом в ближайшее время будет опубликовано в печати и Базе «Әділет» Для совершенствования законодательства об общественных советах Министерством создана Рабочая группа из числа представителей НПО, экспертов, международных организаций, самих общественных советов, в том числе и региональных. Проведен анализ всех проблемных вопросов, подготовлен проект концепции законодательства с учетом правоприменительной практики и международного опыта. В настоящее время проект концепции законопроекта обсужден с членами Рабочей группы, на портале «Открытые НПА» и вынесен на заседание Межведомственной комиссии по законопроектной деятельности. Изменения и дополнения, прежде всего, касаются увеличения представленности гражданского общества в составе Советов, совершенствования механизма формирования, ротации, механизма прекращения полномочий членов ОС и вопросов финансового и материально-технического обеспечения деятельности Советов и других организационных вопросов. Также Министерством планируется подготовка комплексного доклада о деятельности Советов. Наряду с этим, до конца 2018 года запланировано проведение республиканской конференции в Западно-Казахстанской области и 3-х обучающих семинаров по повышению эффективности деятельности Советов в городах Алматы, Шымкент и Костанайской области.